Я.М. Горелик
О психологическом методе преодоления заикания у подростков.
(Метод доктора Г.Д. Неткачева)
Со времен госпожи Ли (1824 г.) заикание считалось физиологическим расстройством и определялось как судорожная
болезнь, обусловленная нарушением какого-либо отдела
анатомо-физиологического аппарата речи, преимущественно дыхания.
Приблизительно с этого времени было предложено немало приемов
логопедического направления, относящихся главным образом к упражнениям
над дыханием, артикуляцией и голосом. Этот, так называемый,
дидактический метод был в принят на вооружение в основном
учителями-сурдопедагогами, воспитанниками институтов по обучению
глухонемых. Именно они стали лечить заикающихся от “порока речи” по
методу, в основном звуковому, для глухонемых, при чем коренное различие
в психике и причинах страдания тех и других было упущено, к сожалению,
с большим вредом для заикающихся.
При подобном «обучении от “порока речи”» заикание чаще всего
оставалось не преодоленным. При заикании требуется прежде всего лечить,
а не обучать, учитывая массу психологических особенностей. Среди таких
особенностей — навязчивые мысли, фобии, робость, “трудные слова”,
тревожное состояние и т.д., или те состояния, которые сопровождают
заикание, начиная с самого начала своего зарождения в детском возрасте
(от 2-х до 5-ти лет), возникшие в результате той или другой психологической травмы (к
заиканию могут приводить самые разнообразные причины эндогенного и
экзогенного характера). В последние годы многие исследователи причин
заикания указывают на наследственность, так называемую генетическую
предрасположенность. Но причина заикания не всегда лежит на
поверхности.
В конце 19-го века появился специалист,
который открыто заявил, что “если подвергнуть психологическому анализу
и клиническому наблюдению весь состав внешних и внутренних симптомов
заикания, то окажется, что внешняя судорожность, несмотря на
разнообразные формы выражения и степень интенсивности, представляет
только внешнее выражение или видимую сторону внутреннего психического
процесса, сущность которого всегда составляет какой-нибудь
психологический элемент, ясно или плохо осознаваемый, как мотив
боязливой воли, безразлично будет ли это болезненное ощущение,
угнетающая идея, навязчивая мысль и настроение, фобия, робость и т.д.,
который, по закону рефлекса, предшествует и вызывает пароксизмы
заикания.” На основании вышеизложенного Г.Д. Неткачев заключает, что
дидактический (логопедический) метод является пережитком старых
физиологических теорий, совершенно не основанных на изучении свойств и
характера клинического течения заикания, и очень далек от
психологической природы болезни. Я согласен с этими словами моего
учителя Григория Даниловича Неткачева, жаль что они услышаны не всеми
современными логопедами, иначе дело лечения заикания пошло бы по
другому пути. Оптимистический прогноз Неткачева о том, что
психологический метод войдет в жизнь, пока не оправдался. Мой больше
чем сорокалетний опыт работы с подростками, юношами и девушками, по
психологическому методу преодоления заикания доктора Г.Д. Неткачева
дает мне все основания рекомендовать его к широкому распространению.

|