Нарушения в развитии речи, вызванные недостаточностью слуха, в
значительной степени связаны с временем потери слуха, а также с
характером слухового дефекта. По времени возникновения все нарушения
слуха делятся на три группы
* врожденные,
* возникшие в период родов,
* приобретенные после рождения.
Последние подразделяются на периоды:
* до 3-х лет, когда возникшие дефекты слуха нарушают формирование речи или полностью приостанавливают ее развитие,
* после 3-х лет, когда в связи с дефектами слуха может происходить распад речевой функции.
Недостаточность функции слухового анализатора приводит к нарушению
развития всех сторон речи — фонетической, лексической грамматической,
смысловой, а в некоторых случаях и к полному отсутствию речи. Степень
речевой нелостаточности зависит не только от тяжести слухового дефекта,
но и от времени его появления и от условий развития ребенка.
В настоящее время разработаны методы объективной
оценки состояния слуха, уже начиная с периода новорожденности, с
помощью электрокорковой аудиометрии. Важным критерием риска возможности
нарушений слуха у детей являются данные анамнеза. Известно, что
краснуха, корь, грипп, вирус герпеса у матери в первом триместре
беременности и другие вирусные и инфекционные заболевания матери во
время беременности неблагоприятно влияют на слуховой аппарат ребенка.
Нарушения слуха чаще наблюдаются при недоношенности. Причиной нарушения
слуха может быть и алкоголизм матери во время беременности,
несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, несовместимость
группы крови матери и плода, вызывающие желтушность новорожденного или
неврологические расстройства, обозначаемые клинически как билирубиновая
энцефалопатия. Кроме того, к группе риска по нарушениям слуха относятся
дети с различными отоларингологическими заболеваниями (аденоиды, отиты
и др.), а также дети с различными хромосомными и наследственными
заболеваниями. К группе риска относятся также и дети, имеющие родителей
или родственников с врожденными нарушениями слуха. Внимание должно быть
обращено и на частые воспалительные заболевания среднего уха —
повторяющиеся отиты, возникающие в критические периоды развития
слуховой и речевой системы.
Пример. Игорь С., 3 года, поступил к нам в центр с потерей
слуха. Слух был потерен после операции на сердце, которую ребенок
перенес в 3-месячном возрасте. В результате потери слуха у него не было
лепета, не появились первые слова, фразы. Ребенок не мог сосредоточить
внимание на предметах, игрушках. Из-за потери слуха у него задержалось
формирование всех компонентов речевой системы. Для логопедических
занятий использовался слуховой аппарат. В ходе занятий у ребенка
обогатился пассивный словарь, появилась элементарная фраза. Затем
ребенка пришлось поместить в сурдологическое дошкольное учреждение,
т.к. родители не имели возможности длительное время оплачивать занятия
в нашем центре, но остались благодарны за проведенные занятия,
позволившие ребенку заговорить, т.к. до нас никто не хотел браться за
такую работу.
Вернуться на страницу ОНР