Общее недоразвитие речи
(ОНР) и задержка психического развития (ЗПР)
(дифференциальная диагностика)
Речевые нарушения при
задержке психического развития (ЗПР) обусловлены в первую очередь
недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением
речевого анализатора.
Характерные признаки ЗПР:
• ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем,
• низкий уровень познавательной активности,
• недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения,
• более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации
У детей с задержкой
психического развития недостаточно сформированы функции произвольного внимания,
памяти и др. высшие психические функции. У некоторых детей с задержкой
психического развития преобладает интеллектуальная недостаточность, а у других
— эмоционально-волевые нарушения.
Задержка психического
развития всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности.
При ЗПР отмечается более
позднее развитие фразовой речи. Дети затрудняются в воспроизведении
лексико-грамматических конструкций. С помощью языковых средств дети не могут
выразить причинно-следственные, временные и другие отношения. Словарный запас
дошкольников и школьников с ЗПР отличается бедностью и недифференцированностью:
дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова.
Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и
представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.
При дифференциальной
диагностике определяющее значение имеет комплексное обследование. Оно включает
в себя клинический анализ нарушенного умственного и речевого развития,
психологическое изучение ребенка, направленное на разграничение ведущего
дефекта (речевого или интеллектуального), а также дополнительные методы
исследования — электроэнцефалографическое и другие. Дифференциальной
диагностике помогает анализ динамики психического развития ребенка.
Пример. В наш центр обратилась мама Серёжи К. Из беседы
выяснилось, что родовых трамв у ребёнка не было, на первом году жизни был
спокоен, часто спал, родителей не беспокоил. Родители были довольны развитием
ребёнка, они не заметили, что к концу первого года жизни не появились первые
слова, а забеспокоились только после двух лет, когда обнаружили, что мальчик
ничего не говорит. Когда они обратились к нам в центр, ребёнку было уже три
года. Проведя несколько занятий, мы увидели, что динамики не наблюдается. Тогда
направили ребёнка на консультацию к психоневрологу, поскольку подозревали у
него задержку психо-речевого развития. Обследование подтвердило наши
подозрения. В последующем родители были вынуждены поместить ребёнка в
дошкольное учреждение для детей с ЗПР.

|