|
Алалия, Афазия, Дислалия, Дизартрия, Дислексия, Дисграфия, Брадилалия, Тахилалия, Ринолалия,
Заикание, ОНР, ФФНР

|
Частный логопед - дефектолог, психолог, врач высшей категории.
Коррекция речи у детей и взрослых.
Наталия Александровна
+38(057)-761-25-41
+38(063)-761-25-41
+38(050)-303-20-74

Е-mail:
Viber и WhatsApp +380637612541 |

|
 |
Поддержите нас
|
 |
|
Проект существует только на средства авторов. Будем рады
любой помощи
|
|
 |
|
 |
|
|
|
|
Общее недоразвитие речи (ОНР) и олигофрения
(дифференциальная диагностика)
Тесная связь между развитием речи и интеллекта зачастую делает
дифференциальный диагноз между умственным и речевым недоразвитием
затруднительным, т.к. умственное недоразвитие всегда в той или иной
степени сопровождается недоразвитием речи и, с другой стороны, при
выраженном общем речевом недоразвитии у ребенка также часто отмечается
задержанное или неравномерное развитие его интеллекта. В некоторых
случаях дифференциальная диагностика может быть успешной только при
динамическом обследовании ребёнка в процессе проведения с ним
логопедических занятий.
Под олигофренией понимают особый
вид недоразвития сложных форм психической деятельности и прежде всего
абстрактно-логического мышления, который возникает вследствие
органического поражения коры головного мозга в период внутриутробного
развития плода или в раннем периоде жизни ребёнка.
Различный механизм речевых нарушений при
олигофрении и ОНР определяет особенности динамики речевого развития у
этих двух категорий аномальных детей. Дети-олигофрены затрудняются во
всех видах интеллектуальных заданий, т.е. у них имеет место тотальный интеллектуальный дефект,
захватывающий все виды мыслительной деятельности и в первую очередь
словестно-логического мышления. При ОНР картина иная: наибольшие
трудности вызывают задания, требующие прямого участия речи. У детей с
ОНР отсутствует в отличие от детей-олигофренов инертность психических
процессов. Они способны к переносу усвоенных умственных действий на
другие аналогичные задания. Но, несмотря на то, что у детей с ОНР
отсутствуют интеллектуальные нарушения, характерные для олигофренов,
неравномерности, своеобразное отставание интеллектуального развития
определяет необходимость систематической педагогической работы с ними в
дошкольном возрасте.
Пример. К нам обратилась мама Гали П. 2000 года рождения.
Выяснилось, что ребенок от 4-й беременности, роды со стимуляцией. Лепет
появился после года. Отставание в развитии мама заметила около 2-х лет.
Девочка не понимала обращенную речь, часто пользовалась жестами, не
говорила. С детьми общалась, но не понимала смысла игр. Во время
проведенного нами логопедического обследования девочка не понимала
инструкций к заданиям. Многократные объяснения и показы примеров не
давали результатов. Не могла из частей сложить целое даже после
длительных объяснений, ограничивалась бессмысленным манипулированием с
частями. Цвета, форму, величину не различала. Простые речевые
инструкции: “Дай машину, мишку” выполняла правильно, но уже на третье
требование бездумно подавала первую попавшуюся под руку картинку. В
работе быстро утомлялась. Обследование показало, что девочка
значительно отстает в умственном развитии. Результаты нашего
обследования совпали с заключением медико-педагогической комиссии
психоневрологического диспансера: у ребенка глубокое умственное
недоразвитие с недоразвитием речи, как следствие органического
поражения центральной нервной системы во время родов. Ребенка поместили
в дефектологическое дошкольное учреждение.

|
|
|
|
|
Алалия, Афазия, Дислалия, Дизартрия, Дислексия, Дисграфия, Брадилалия, Тахилалия, Ринолалия,
Заикание, ОНР, ФФНР
|
|