Дислалия
Дислалия — (греч. dys – нарушение + греч. lalia – речь)
нарушение звукопроизношения. В зависимости от локализации нарушения и причин,
вызывающих дефект звукопроизношения, выделяют две основные формы дислалии:
• функциональная дислалия, при которой отсутствуют органические нарушения в строении артикуляционного аппарата;
• органическая (механическая) дислалия, обусловленная анатомическими дефектами органов артикуляции: зубов, челюстей, языка, нёба.
В зависимости же от признаков, существенных для последующего логопедического воздействия, с учетом того, каким является дефект, фонематическим или фонетическим, выделяют три формы дислалии:
• акустико-фонематическая дислалия, обусловленная избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи;
• артикуляторно-фонематическая дислалия, обусловленная несформированностью операций отбора фонем по их артикуляционным параметрам в моторном звене производства речи;
• артикуляторно-фонетическая дислалия, обусловленная неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.
В зависимости от того, какое количество звуков произносится дефектно, рассматривают следующие виды дислалии:
• простая (мономорфная) дислалия, при которой дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки;
• сложная (полиморфная) дислалия, при которой дефектно произносятся звуки разных артикуляционных групп;
• универсальная дислалия, при которой нарушено произношение всех или почти всех фонем (часто не выделяется в качестве отдельного понятия, а рассматривается как форма сложной дислалии).
Отдельно выделяется возрастное нарушение звукопроизношения, называемое физиологической дислалией.
Дислалия является одним из самых распространенных дефектов речи. Полноценная речь ребенка — неприменное условие его успешного обучения в школе. Поэтому важно устранить дислалию ещё в дошкольном возрасте, до того как она превратится в сложный, стойкий дефект. Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное — она гибка и податлива. Потому все виды дислалии в дошкольный период преодолеваются легче и быстрее.
Неустраненная в дошкольный период дислалия может повлечь за собой целый ряд осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи. У ребёнка может возникнуть целая цепь нарушений: фонетико-фонематических и лексико-грамматических. В результате сложной дислалии появляются нарушения фонематического восприятия, которое впоследствии вызывает общее недоразвитие речи. А общее недоразвитие речи, если его не устранить
в дошкольном возрасте, приводит к нарушению письма и чтения.
Как самостоятельно проверить звукопроизношение ребёнка? Предложите ребёнку повторить слова или назвать картинки по каждому из звуков. Звук в словах должен находиться в разных позициях: в начале, в середине и (когда возможно) в конце слова.
Рекомендуемый примерный ряд слов:
• Звук «с» — суп, сова, коса, усы, нос, лес;
• Звук «сь» — семь, синий, осина, гусь;
• Звук «з» — зубы, зонт, коза, язык;
• Звук «зь» — зима, вези, магазин, газета;
• Звук «ц» — цапля, цепь, лицо, молодец;
• Звук «ш» — шина, шуба, мышата, камыш;
• Звук «ж» — жаба, жук, одежда, ножи;
• Звук «щ» — щука, щавель, ящик, вещь, лещ;
• Звук «ч» — чайник, ночка, мяч, дочь, ночь;
• Звук «л» — лук, лак, пила, молоко, пол, дятел;
• Звук «ль» — липа, лев, малина, пыль;
• Звук «р» — рак, корова, пар, комар;
• Звук «рь» — река, рёв, орехи, дверь, фонарь;
Результаты проверки желательно записать. Например, “р” и “рь” отсутствуют; “л” заменяет на “в”: говорит “вак” вместо “лак”. “ль” отсутствует; “с”, “сь”, “з”, “зь” говорит чисто. “ш”, “ж” ,“ч”, “щ” заменяет на мягкие свистящие: “шуба” — “сюба”, “жук” — “зюк”, “чай” — “тяй”, “щенок” — “сенок”. Примеры. Екатерина М., 21 год, обратилась к нам в декабре 2003 г. с диагнозом простая дислалия: “р” и “рь” — одноударные. До посещения нашего центра девушка не занималась
с логопедом. За два занятия звуки были поставлены и автоматизированы во фразовой речи.
Дима П., 6 лет, поступил с диагнозом сложная дислалия: свистящие — призубные, шипящие заменялись на свистящие, звуки “р” и “рь” — на “й”, звук “л” — на “в”, звук “ль” — на “й”. До поступления в наш центр ребенок занимался год в логопедической группе детского сада. За время занятий динамика была незначительной, т.к. ребенок часто болел, систематически пропускал занятия. У нас он занимался 3 раза в неделю в течение 2-х месяцев. После окончания логопедических занятий был выпущен с хорошей речью.

|