Дисграфия
Дисграфия (от греч.: "dys" – отрицание и "grapho" –
писать) — частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются
стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения
звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных
слов в предложении, аграмматизмы на письме.
Процесс письма начинается с побуждения, мотива. Человек знает, для чего
пишет, мысленно составляет план письменного высказывания, начальная
мысль соотносится с определенной структурой предложения, предложения
разбиваются на составляющие их слова, затем совместной деятельностью
речеслухового и речедвигательного анализаторов проводится звуковой
анализ слова (проговаривание). Следующая операция — соотнесение
выделенной из слова фонемы со зрительным образом буквы, которая должна
быть отдифференцирована от всех других, особенно от сходных графически.
Затем следует моторная операция письма — воспроизведение движением руки
зрительного образа буквы. Одновременно с движением руки осуществляется
кинестетический контроль, подкрепляющийся по мере написания букв и
слов, зрительным контролем, чтением написанного.
В норме процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня
сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой
дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и
синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи,
зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Несформированность какой-либо из этих функций может привести к
нарушению процесса овладевания письмом, т.е. к дисграфии.

Выделяются следующие виды дисграфий:
артикуляторно-акустическая дисграфия
дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая дисграфия)
дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
аграмматическая дисграфия
оптическая дисграфия
Аграфия — нарушение психофизиологических процессов,
обеспечивающих связь звукового и письменного аспектов речевой
деятельности, приводящее к полной неспособности овладеть процессом
письма или к потере этого навыка. Аграфия заключается в не осознании
букв как графем, неумении соединять их в слова. Возможность списывания
при аграфии, как правило, сохраняется. Аграфия обычно является
следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим
поражением мозга.
|