Алалия
Алалия (от
греч.: "a" - отрицание и "lalio" - говорю, речь;
переводится как отсутствие речи) — отсутствие или недоразвитие речи,
возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы.
Причинами алалии чаще всего являются родовые травмы, а также травмы и
заболевание головного мозга у детей до 1,5 лет, приводящие к повреждению
речевых областей коры головного мозга. В зависимости от того, какие речевые
центры были поражены, выделяют моторную (экспрессивную) алалию,
характеризующаяся стойким недоразвитием речи при частично сохраненном понимании
чужой речи, и сенсорную (импрессивную) алалию, при
которой в первую очередь нарушено понимание речи. Алалия — системное
недоразвитие речи, при котором нарушаются все её компоненты:
фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй.
У ребенка с алалией речь не развивается совсем или развивается с грубыми отклонениями.
При сенсорной алалии дети плохо
понимают чужую речь, причем, не распознают именно звуки речи: слышат, что
человек что-то говорит, но не понимают, что именно. Также и мы не понимаем тех,кто говорит на неизвестном нам иностранном языке.
При моторной алалии ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой). Нарушение
речи, при котором сочетаются признаки моторной и сенсорной алалии, называют сенсо-моторной
алалией.
Суть логопедической работы состоит не в том, чтобы
обучить алалика правилам грамматики, письма, чтения, а в том, чтобы вместо
нарушенных каналов речевой деятельности включить те, которые сохранились,
заставить их усиленно работать, выполнять двойную, а то и тройную нагрузку.
Такая сложная задача требует частого обращения к различным доречевым навыкам.
Это — жесты, ритмические движения, рисование, подражание неречевым звукам,
например, вою ветра, голосам животных. По мере овладения этими навыками ребенка
подводят к звукам, издаваемым голосом, похожим на речь, а также к словам,
значение которых постепенно усложняется. Приемы такой работы доступны лишь
специалистам высокой квалификации, и родители могут здесь только помочь
логопедам, но не заменить их. Логопедическую работу при алалии следует начинать
рано, как только замечено отставание ребенка в речевом развитии, т.к.
самостоятельно и без помощи логопеда речь не формируется. В любом случае
отсутствие речи к 2-м годам — это уже тревожный сигнал.
Сережа П., 4 года, поступил в центр “Логопед” с
отсутствием речи. В процессе обследования было выявлено, что у ребенка
присутствуют отдельные звуки и звукоподражание, простые слова (“мама”, “баба”),
фразовая речь отсутствует. Был поставлен диагноз — моторная алалия.
Ребенок занимался с логопедами в течение 10-ти месяцев. За это время появилась
развернутая фраза. Ребенок продолжает занятия с логопедами
Коля Т., поступил в центр “Логопед” в возрасте 7
лет. Речь отсутствует, понимание речи затруднено. Диагноз — алалия на фоне
умственной отсталости. Ребенок находится в процессе лечения.

|